Смешно и трагично. Валерий Фокин рассказал о войне

В Александринском театре состоялась премьера спектакля «Швейк. Возвращение», поставленного Валерием Фокиным по мотивам веселых новелл о бравом солдате.

Швейк в исполнении Степана Балакшина – стопроцентное попадание в персонажа, который знаком нам всем с детства. Разве что Фокин попытался сделать его чуть более идиотичным, чем в книге. И не только его: солдата окружают такие же идиоты, да на лицо и идиотизм окружающего нас мира. В общем-то, диагноз верный, учитывая те мотивы, которые толкают этих мужчин на войну, которые заставляют вести войну. Так и проходит первая часть спектакля: с веселой музыкой, пьяными немцами, проститутками, абсурдными рассуждениями о военных действиях… И в рассуждения эти врывается весть о смерти Швейка.

Вообще-то Швейк появляется в спектакле первым: под звуки музыки, смешанной с воем военных сирен, он спускается к нам с поднебесья  и застывает, наблюдая за своими согражданами. И после печального известия он предстает перед ними живой и здоровый, снова чудесным образом спасенный от смерти. А мы продолжаем находиться в атмосфере психбольницы, откуда выпустили всех больных, которые с радостью отправились служить императору. И где теперь сумасшедший дом? Такое ощущение, что везде.

Но в какой-то момент весь этот веселый идиотизм перетекает в страшнейшую драму. Модный нынче видеоряд демонстрирует убийства пленных солдат, фигура в черном громко, в микрофон, рассказывает, как правильно стрелять на поражение, что такое мягкая мишень. Спустя какое-то время эти мягкие мишени появляются на сцене – ватные силуэты калек выносят все еще живые. На сцене – взрывы, пугающие своей правдоподобностью. И отряд людей, рвавшихся на войну, а теперь стоящих в растерянности и страхе перед происходящим. Ведь оказалось, что война не игра и не шутка. И не повод уйти от нелюбимой жены. Это реальность, приносящая смерть. И в этот раз не спастись даже нашему бравому Швейку.

Фокин не ушел от сатиры полностью, но посчитал нужным рассказать о войне серьезно. По его словам, мы и сейчас живем в состоянии войны, поэтому об этом нужно говорить. Говорит режиссер емко, объемно и честно. Не зря у спектакля стоит возрастное ограничение 18+.

Автор: Любовь Москвина

Фото: Александринский театр

Один комментарий

  1. Из всех рецензий, статей и отзывов критиков и зрителей, ближе всех мне отзыв на спектакль зрительницы Оксаны Васько. Согласен с большинством её оценок кроме работы режиссера. Главная беда спектакля – плохой сценарий, очень слабая пьеса с излишним количеством действующих лиц, естественно, которым невозможно дать отличительные черты, создать запомнившиеся образы. Получилось плакатно, как в пьесах 20 -30 годов, режиссеров революционной романтики и массовых сцен А.Я Таирова и его учеников. Перечитайте Я. Гашека, все его герои обладают какой-нибудь «изюминкой». Валерий Фокин успешно выполнил и даже перевыполнил задачу, что ставил перед собой, и о которой говорил до премьеры.
    Спектакль актуально современен, созвучен времени и разоблачает (не люблю это слово из статей советской эпохи, но без него не обойтись) современный милитаристский угар, с помощью ТВ, охвативший страну. Режиссер сумел показать это зримо с выдумками,
    передал атмосферу войны и… дух австрийских солдат времен Первой Мировой войны.
    А Швейк, несмотря на отличную игру актера С.Балакшина, так и «не возвратился», как обещали авторы спектакля, если не считать коротких высказываний в его заключительном монологе.
    БОРИС МИХАЙЛОВ

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *