«Сайарсизм & Сайарсисты» в Русском музее

26 июня в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается международная выставка «Сайарсизм & Cайарсисты». Экспозиция включает в себя работы пятнадцати художников из России, США, Германии, Италии и Бельгии. Все художники придерживаются новой сайарсической теории в искусстве. 

Как новое направление в искусстве сайарсизм был создан художником Сергеем Дождем в 2015 году. Впервые теория была опубликована в каталоге к выставке в Российской академии художеств в конце 2015 года. Первая персональная выставка Сергея Дождя «Сайрсизм», на которой сайарсическая теория получила законченное звучание, прошла в Русском музее в 2017 году. 

Сайарсизм – это наука о внутреннем художественном пространстве. Василий Кандинский предугадал создание подобной теории. В книге «О духовном в искусстве» он писал: «когда-нибудь художники смогут объяснить свои картины». Но тогда он считал появление подобной теории преждевременной: «создавать подобную теорию сейчас – это все равно что распускать бутон внутреннего искусства пальцами». 

Основным стимулом к появлению сайарсической теории стало отсутствие прогресса в современном искусстве. Со времен появления первых абстракций, современное искусство не развивалось в ментальной области более 100 лет. В математике, физике, других науках давно создано огромное ментальное пространство. В живописи ментальное искусство до сих пор определяется неосознанной абстракцией. Современные абстрактные картины отражают только состояния ментальной неопределенности, в лучшем случае намекают на то, что здесь что-то может быть, и поэтому часто фиксируются лишь номерами и не имеют названия. 

В этой пустоте современного искусства нужно было что-то менять. Так появилось новое направление в искусстве — сайарсизм. Данное слово сформировано от двух латинских слов science – наука и ars – искусство. В данной научной теории проводится глубокое изучение творческих и художественных процессов ментального пространства, показывается как художник может творить во внутреннем художественном пространстве и объяснять все это зрителям и другим художникам. Как совершенно справедливо заметил один из журналистов на предыдущей выставке Сергея Дождя в Русском музее: «… наконец-то все эти абстрактные треугольники, квадраты и круги сложились во что-то понимаемое». 

Сайарсическая теория имеет свою семиотику, свои законы и положения, а также вводит много новых ментально-художественных терминов, например, ментальная перспектива, ментальный ритм, лабиринты и парадоксы сознания и многое другое. 

Художественный стиль сайарсической живописи носит универсальный характер. Он может быть как абстрактным, так и реалистическим, а также смешанным. 

Участники выставки: Эдвард Беккерман (США), Инес Берлин (Германия), Ульрике Боленц (Германия, Бельгия), Франко Виола (Италия), Жанна Грак (Германия), Сергей Денисов (Россия), Сергей Дождь (Россия), Николина Коваленко (США), Иван Колесников (Россия), Мейли Корасанти (Германия. США), Валерий Кузнецов (Россия), Александр Панкин (Россия), Виктор Попов (Германия), Евгений Семенов (Россия), Константин Худяков (Россия). Это художники, интересующиеся сайарсическим направлением в искусстве или ведущие самостоятельные поиски в пространстве внутреннего искусства. Они в разной степени резонируют с сайарсической теорией. Можно отметить, что самым главным достижением сайарсической теории является то, что в ней постепенно складывается общий, понимаемый разными художниками и зрителями ментально-художественный язык, который позволяет сделать видимым пространство внутреннего искусства. 

Торжественное открытие выставки: 26 июня в 16.00 
Выставка продлится до 5 августа
Русский музей, Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *