Большое интервью перед большим проектом. Олег Михайлов о творчестве и путешествиях

Когда смотришь на графические работы Олега Михайлова, видишь наполненные поэтикой и глубоким смыслом, философскими рассуждениями и огромным жизненным опытом серьезные произведения. В голову не приходит, что перед тобой творения достаточно молодого человека… 

Олег Михайлов родился в 1981 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (здесь же в 2007 году окончил аспирантуру). Член Санкт-Петербургского союза художников. В 2009–2010 годах — преподаватель на кафедре рисунка в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица .Сотрудник Научно Исследовательского Музея Российской Академии Художеств и книжных издательств в России и за рубежом.

– Олег, если смотреть на Ваши работы, то складывается впечатление, что их создал зрелый мастер. Отчего такое впечатление? Не оттого ли, что вы достаточно долго учились? Сначала художественная школа Иогансона при Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, затем графический факультет этого института, а потом еще и аспирантура! 

– Скорее всего. Образование превратилось в стиль жизни, сейчас в тренде непрерывно чему-то учится, а в 90-х и начале 2000-х как-то не возникало вопросов, насколько это важно: человека формирует его круг общения, и когда тебя с детства окружают художники, ты себе не представляешь другой жизни. А вот уже после окончания аспирантуры был период, когда я чуть не отказался от судьбы творца, пробуя себя в других областях, смежных с искусством, но после нескольких лет экспериментов осознанно вернулся к роли свободного художника, понимая, что это именно то, чего я хочу, а не жизнь так сложилась!

– В эти дни в галерее «Мольберт» проходит уже третья по счету Ваша персональная выставка, которая посвящена теме рыбалки. Откуда такая любовь к рыбакам и рыбам? С чего все началось? Может, Вы сам рыбак? 

– Постоянно вспоминается один случай из детства. В младшей школе на уроке рисования детям дали задание нарисовать, кем они хотят стать, когда вырастут. Были космонавты, разведчики, строители, я изобразил ныряльщика над коралловым рифом, чем немало удивил нашу учительницу. Художником я захотел быть гораздо позже. Подводный мир, который в детстве манил со страниц книг и из телепередач, так и не перестал быть предметом грез и источником вдохновения. Все жители больших городов мечтают иногда, вырваться из бетонных клеток. Кто-то лезет в горы, кого-то зовут джунгли, а я человек воды. С удочкой, в маске и ластах, с кистью в руке в мастерской за работой, я стремлюсь заглянуть в глубину. Река, озеро, море, вот что дает мне энергию и вдохновение…

– Вы не только рыбак, но и путешественник. Поделитесь с нами самыми яркими впечатлениями о своих творческих поездках, скажем, по Сибири и Китаю. 

– Отвечу цитатой из статьи о «Царь-Рыбе»: «Моего гуру-охотника звали редким именем Иван, а называли дядя Ваня, все, независимо от возраста. Я своим благоговением и назойливым вниманием ко всему происходящему, к обыденным для него делам, вызывал снисходительную улыбку. И хотя мне отрекомендовали дядю Ваню как убежденного одиночку, он неожиданно легко согласился взять меня на зимовку — домик в тайге, где живет охотник во время зимнего промысла пушного зверя. Летом и осенью туда наведываются ради рыбалки и для подготовки к сезону охоты. У серьезных охотников таких зимовок несколько, на расстоянии дневного перехода друг от друга. «Пол-Франции и две Голландии в твоем распоряжении…» Когда мы двинулись на моторке в путь, дар речи меня покинул, да и ни к чему были слова: от шума мотора все равно заложило уши. Мы неслись в вечерней тишине, рассекая зеркальное отражение скалистых берегов».

– Самые яркие впечатление от Сибири и Енисее? 

– Люди! Природа, конечно, тоже поражает размахом, где сто верст действительно не крюк! Я буду повторяться, восхваляя сибирское гостеприимство! Меня встретили: был один короткий звонок, кто-то попросил близких встретить знакомого из Питера, и все. Мне неловко, а в ответ открытая улыбка: «Привет! Ты художник из Питера? Ну, поехали. Сейчас поспишь с дороги, отдохнешь, потом решим, что дальше делать будешь». «Решим, что дальше делать будешь» — это не фигура речи, это принцип радушных хозяев. Инопланетянин прилетел — «хорошо, изволь чего хочешь». Что-нибудь надо — «сделаем, не вопрос». Коррективы вносятся аккуратно и ненавязчиво, но уверенно. И ты млеешь, чувствуя себя ребенком в заботливых сильных руках. И глуп тот, кто ломится навязать здесь свою волю, перешибить местный опыт поколений деньгой или знанием жизни. О таких много историй, начиная с книг Мамина-Сибиряка и кончая рассказами охотников о современных туристах-энтузиастах, случайно найденных с гангреной ноги на берегу Тунгуски. А много было и тех, кто сгинул в Тайге.

– Самое яркое впечатление о Китае? 

– Надеюсь оно еще впереди! Очень многообразна поднебесная, многослойна, как китайская кухня, так и китайское общество и искусство, о каждом явлении можно говорить долго. В работе «Рыбный рынок в Циндао», я попытался выразить свое восхищение разнообразием подводного мира Азии.

– Ваша творческая и преподавательская жизнь в последнее время связаны с Китаем. Расскажите подробнее об этой стороне вашего творчества и общественной деятельности. 

– Глобально моя цель – искусство, а оно, в свою очередь, объединяет мир. Без политики, без национальностей: язык картины не требует перевода, любой человек, глядя на работу на выставке, должен воспринять частицу энергии автора – это и делает международные связи крепче. Китай привлекает меня тем, что в этой стране уделяется огромное внимание искусству: несмотря на огромное количество своих талантливых художников, они интересуются зарубежными авторами, происходит обмен опытом, осуществляется масса международных проектов и выставок. Например, в 2017 в Китае (Guanlan Printmaking Museum) стартовал международный проект «One Belt one Road», посвященный шелковому пути, где более тридцати стран показывают свою печатную графику. Мои литографии представляют в этом проекте Россию. В дальнейшем я надеюсь развивать эти отношения, возможно, приглашать в Россию китайских мастеров и организовывать поездки русских художников в Китай.

С Олегом Михайловым беседовала Любовь Злобина. Спасибо! 

Выставка Олега Михайлова «С запада на Восток» пройдет в галерее «Мольберт» с 14 по 28 февраля.

Большая Конюшенная,11, 2-й двор Капеллы 
12.00-20.00, ежедневно, кроме понедельника, вторника 
+7 (812) 438 01 14; www.molbertgallery.ru 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *