Перфоманс? Акция? Концерт-митинг? Спектакль!

Кирилл Серебренников представил в Петербурге постановку «Кому на Руси жить хорошо» по одноименному произведению А. Некрасова. Спектакль был показан на сцене «Балтийского Дома» в рамках XVIII Международного театрального фестиваля «Радуга».

«Кому на Руси жить хорошо» – постановка из трех частей. Разные по стилистике, по смысловой нагрузке, они хоть и являются составными одного целого, каждая может быть отдельным сценическим произведением. Первая часть – начало, встреча главных героев – выполнена в стиле модного ток-шоу: есть ведущий, герои, тема. Даже странно, что отсутствуют рекламные паузы с пропагандой счастливой жизни на берегу моря в собственном доме, купленном в ипотеку под маленький процент.

Герои отправляются в путь с целью найти ответы на вопросы: Кто счастлив на Руси? Кому хорошо и вольготно? Но встречают лишь доходящие до абсурда и ужаса истории, которые и являются основой быта российского жителя. Мы видим световую вывеску «Кому на Руси жить хорошо», похожую на рекламу. Она расположена на стене с колючей проволокой, которая является фоном практически для всего действия спектакля. Иногда кажется, что это внутренняя стена дворика для заключенных, и мы все здесь, а счастье и свобода там, за стеной. Порой создается иллюзия, что за стеной как раз мы, но где же тогда счастливые люди?

С первого взгляда, все очень понятно, и даже тонкие намеки на видение темы режиссером не остаются незамеченными, проходя красными буквами через действие. Но… Непонятно, как со всем этим ужасом бороться, где обрести счастье и свободу. Всегда ли в бедах «маленького человека» виноват «власть имеющий»? Некрасов в этой части динамичен и актуален, хотя иногда в восприятии происходящего может возникнуть легкий диссонанс между классическим текстом и современностью постановки.

Во второй части власть отдана непревзойденному Антону Адасинскому, который выступил в качестве режиссера-хореографа спектакля. Действие называется «Пьяная ночь» и очень емко иллюстрирует брожения, сомнения и состояние пьяных мужичков, населяющих русскую землю. Что же символизируют обнаженные и неустойчивые тела героев? Обнаженную же русскую душу или несостоятельность человека, его слабость и невозможность противиться окружающему? Безысходность повсюду? Пластический театр Адасинского, как и всегда, наполнен эмоциями и дополнен лишь хором девушек, исполняющим строки поэмы: «Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет».

Третья часть посвящена непосредственно счастливым. Найдитесь, довольные жизнью! Главная героиня части – русская женщина по имени Матрена, которую исполняет Евгения Добровольская. К душераздирающей истории о женской доле Серебренников проявил особый интерес: монолог Матрены занимает основное время и пространство действия. Но и здесь ключей от счастья главные герои не находят. Кстати, счастливых актеры пытались отыскать и среди зрителей, пришедших в «Балтийский Дом». Вооружившись ведром водки, ребята искали по-настоящему счастливого человека. В Петербурге. Ведром водки. Спектакль рисковал не закончиться.

И все-таки. Кому же на Руси жить хорошо? Дополнительным поводом для размышлений служит финал спектакля: песни Егора Летова о Родине, герои в псевдопатриотических футболках, трансляция на экраны слов песни, сочиненной Гришей Добросклоновым… Что бы все это значило? Может, наша свобода у нас в головах, и счастье у нас такое, какого мы и заслуживаем?

Где посмотреть спектакль: Москва, Гоголь-центр, ул. Казакова, 8а
Ближайший показ: 18 июня в 18:00

Автор: Любовь Москвина

Фото: Гоголь-центр

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *