Лаконичный эксперимент с кучей мусора

Дмитрий Волкострелов – экспериментатор в театре, повелитель новых форм и Прометей, несущий зрителю огонь современного искусства. Дмитрий не просто создает актуальное искусство, он стремится приучить зрителя к тому, что театр сегодня – это не только развлечение, но и способ изучать многие темы сквозь призму творчества в новом ракурсе, возможность расширять свой кругозор в соответствии с теми темпами, что заданы временем и местом.

Спектакль «Беккет. Пьесы» – пример того современного искусства, что требует трактовки автора. И пусть многие поклонники классики утверждают, что искусство должно быть понятным и без объяснений, действительность такова, что в основе каждого произведения лежит концепция, не позволяющая «Черному квадрату» оставаться просто черным квадратом. Конечно, искушенный зритель может без труда определить, что имел в виду режиссер, соединив в одной постановке девять пьес Беккета, которые до этого даже не были переведены на русский язык. Или почему гостей спектакля погружают в полную неизвестность сразу после начала действия. Это даже сложно назвать спектаклем: больше всего действие в пространстве ТЮЗа напоминает перфоманс с элементами эксперимента над театром и над зрителем.

В какой-то момент возникает ассоциация со сборником рассказов Сэлинджера (их там тоже девять, помните?): та же отрешенность, трезвый взгляд на реальность, смысл в каждом слове… Затем вы вдруг оказываетесь на съемочной площадке с прямой трансляцией с другой съемочной площадки, позже перемещаясь как раз на вторую (напоминает фильм Линча, не правда ли?). Наконец, подозреваете, что Волкострелов на самом деле стремится к чему-то абсолютному, предлагая вам ребус, разгадка которого станет ключом ко всем смыслам спектакля и вообще действительности. А под занавес вы неожиданно оказываетесь в куче мусора.

Поражает точный расчет действия: по минутам, по словам, по каждому движению. Если сбиться, можно провалить эксперимент, потерпеть фиаско. «Беккет. Пьесы» – это научное творчество со стремлением доказать очередную теорему, только вместо цифр и формул – слова и фразы. Лаконичность во всем: текст, декорации, эмоции, костюмы. Не распыляться, не растекаться, не впадать в демагогию – у нас всего два часа.

Автор – Любовь Москвина

Театр Юных Зрителей – Пионерская пл., 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *