Постсоветские сны о Кафке на улице Восстания

«Замок» Кафки – произведение довольно сложное, подвергающееся множеству трактовок и окончательно не поддающееся ни одной из них. Камерный театр Малыщицкого представил свою версию неоконченного романа в постановке Петра Шерешевского, обозначив тему фантазии как «посмертное путешествие души нашего постсоветского современника».

Как известно, душа витает где-то в облаках. Но только не в этот раз. Главный герой, попав во владения Замка, сталкивается с условиями совсем не заоблачными, а наоборот, максимально приближенными к самым суровым земным будням. Хотя и будни эти больше похожи на сон, чем на реальность. Отсылки к советской эпохе присутствуют в избытке: сцена с обедом в детском саду, колготки и маечки, в которые одеты герои спектакля, фрагменты из новогоднего обращения Ельцина… Действие скорее ассоциативное, чем логическое: режиссер погружает зрителя то в соломенно-крестьянский быт, то в агрессивно-пьяную среду дискотек 90-х. Актеры при этом перевоплощаются молниеносно, меняя атмосферу без перемен декораций.

Как же в этом калейдоскопе найти свое место? Застигнутый врасплох в начале истории, К. представляется землемером. Как оказалось, он и есть землемер, и в подтверждение тому Замок присылает ему помощников. Но ведь на самом деле никакой он не землемер… Герой продолжает попытки утвердиться в этом новом для него мире, где законы бытия подвержены какому-то никому неизвестному порядку. Просто все знают, что «так надо», и действуют в соответствии с этим убеждением. Жители деревни, как божеству, поклоняются некому Кламму, и К. стремится попасть к нему, чтобы решить свои вопросы, преодолевая препятствия и используя различные инструменты, даже любовь…

Камерный театр Малыщицкого, ул. Восстания, 41

Автор: Любовь Москвина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *