«Быть несчастным» как образ жизни

«Чайка», пожалуй, самая сложная и самая депрессивная пьеса Чехова. Здесь жизненные идеалы и поиски смыслов переплетаются с любовными переживаниями и неудачами, а если учесть то, что главными героями являются люди творческие, то накал страстей увеличивается в разы…

Именно эту пьесу взял за основу своего нового спектакля Петр Шерешевский, превратив ее в собственную игру. По словам самого режиссера, в этой «Чайке» много цитат и отсылок к его прежним спектаклям. Эта работа не о чеховской пьесе, а о людях искусства: о том, как изначально благие намерения – поиск предназначения, новых форм и новых идей – трансформируются в самолюбование и жажду признания.

Яркий пример этой трансформации – Аркадина (Катя Ионас). Она актриса, и кажется, что аплодисменты своих зрителей она любит больше, чем сына. Вечный вопрос «А любит ли она своего ребенка в принципе?» в спектакле так и не получил однозначного ответа. Есть тонкий намек – песня, которую наигрывает Аркадина:

Вернись Лесной Олень

По моему хотенью!

Умчи меня Олень

В свою страну оленью…

Возможно, где-то очень глубоко в душе она хочет какого-то другого счастья, сотканного из семейного тепла, материнской заботы, сыновьей любви, но… Аркадина снова и снова выбирает сцену и свой актерский эгоцентризм. Последний прекрасно подчеркнут ее мужчиной – молодым и известным беллетристом Тригориным (Виталий Коваленко), которого она не отпускает от себя ни на шаг. Он, кажется, талантлив и интересен, но совершенно бесхарактерен. Тригорин не может не писать, даже если ему не хочется, не может уйти к любимой женщине, чтобы быть счастливым, наконец, не может выбрать жизнь, которая ему нравится. Он знает, что пишет «мило и талантливо» – не более того, но не может ничего с этим сделать и страдает от своего бессилия. И шинкует, шинкует, шинкует слова, как капусту…

Константин Треплев (Александр Худяков), тридцатилетний сын Аркадиной, наблюдает все это со стороны и решает изменить систему: обновить театральные формы, а вместе с ними – и жизненные принципы. Но молодой человек очень быстро оказывается сломлен: нелюбовью матери, романом любимой девушки с другим, более талантливым писателем, нехваткой денег, отсутствием интереса к его работам. Его творческие порывы и попытки к счастью рушатся и приводят к первой попытке самоубийства. Но лишь ненадолго он тем самым привлекает внимание Аркадиной. Кстати, в спектакле очень отчетливовидно, как нелюбимые дети, мешающие жить, бывают привязаны к родителям. Парадокс.

А что же наша главная героиня – чайка Заречная (Кристина Пестова)? Та тоже могла бы быть счастлива, но, как и остальные, выбирает путь, ведущий к саморазрушению. Стремясь быть актрисой, бросив Костю, побежав вслед за Тригориным, она настолько глубоко вживается в роль жертвы, что даже на сцене играет исключительно плохо. Так легче корить себя и вызывать жалость. Она хотела быть русалкой для Тригорина, любящего рыбалку, но стала для него обузой. Он, может быть, и подстрелил ее, «как ту чайку», но Нина и сама с удовольствием летела навстречу пуле. В конце пьесы умирает Константин, а в конце спектакля мы видим совсем не живую, завернутую в защитное одеяло Нину…

Эти защитные одеялки имеются у всех героев спектакля, и носят они их с достоинством, словно мантии. Отчего защищаются или чем гордятся эти люди? Маша, в 20 лет справляющая траур по своей жизни, Меведенко, взявший в жены не любящую его женщину, Сорин, болеющий в деревне и желающий жить в городе… Все они играют «Концерт для одного большого фортепиано и восьми маленьких» – иронический взгляд Петра Шерешевского на все эти неудавшиеся жизни. Они подыгрывают друг другу, садятся в круг, и, как в клубе анонимных алкоголиков, признаются в своей невозможности быть счастливым. Грустно.

Смотрела и рассказывала: Любовь Москвина

Фото: Камерный театр Малыщицкого

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *