Обреченные души нашего времени

Роман Достоевского «Идиот» часто выбирается для своих постановок театральными режиссерами Санкт-Петербурга. Не обошел его стороной и такой мэтр петербургской сцены как Семен Спивак, художественный руководитель «Молодежного театра на Фонтанке». В 2012 году им был поставлен спектакль именно по этому произведению: в репертуаре «Молодежного театра» можно посмотреть постановку под названием «Идиот. 2012».

Примечательно, что режиссер выбрал для своей работы лишь часть романа, описывающую те события, которые произошли в первый день после прибытия князя Мышкина в Петербург. (Хочется отметить, что в 2010 году тот же эпизод выбрал и режиссер театра «Мастерская» Григорий Козлов для спектакля «Идиот. Возвращение»). При этом работа Семена Яковлевича имеет законченный вид: «Спектакль производит впечатление не эскиза, а завершенного и цельного произведения, ведь символическим театральным языком в нем обозначены ключевые мотивы романа» («После «Грозы», Мария Кросс, «Театр@л»). Такой эффект достигается за счет того, что Спивак делает основной акцент на одной из тем, рассматриваемой Достоевским в своем романе: теме «особенного человека», такого, который может сделать этот мир добрее и чище. Удается ли это князю Мышкину?

В какой-то степени, несомненно, да. Мы видим, как главный герой спектакля противостоит порокам, выраженным в остальных героях постановки. Мягкий и лучистый в первом действии, после пощечины от Ганечки Лев Николаевич будто приобретает внутренний стержень, не позволяющий ему сломиться под натиском зла. Чтобы подчеркнуть темную сторону жизни, которой противостоит Мышкин, режиссер использует необычный прием – заставку из компьютерной «игры-стрелялки» на большом экране, где нужно убивать, где все горит в огне. Это своего рода ад, где и сгорают грешные души остальных героев в конце действия.

Ад этот является символом нашей современной жизни. А Мышкин, остающийся по эту сторону огня, еще раз доказывает нам, что такие люди, как он, нам нужны, что только они смогут сделать существование человечества светлее, являясь своего рода спасителями наших душ.

Еще один акцент сделан в спектакле на «исповедь» Настасьи Филипповны: этот образ во втором действии приковывает к себе все внимание зрителя, вытесняя даже главного героя. Спивак сочувствует этой героине, подчеркивая ее женскую слабость и беззащитность. Однако в этом спектакле подчеркивается, что Настасья Филипповна сознательно переходит на сторону зла, выбирая для себя путь грехопадения. Это ли не слабость современного человека – поддаться темному, потому что быть на стороне добра гораздо сложнее?

В спектакле «Идиот. 2012» Семен Спивак, являясь приверженцем классического театра, соблюдает традиционные принципы театральной постановки, одновременно применяя новаторский на тот момент прием – проекцию видео на сцену. Тем самым он делает спектакль еще интереснее для современного зрителя, наполняя его теми вопросами, которые волнуют человека нашего времени.

Спектакль «ИДИОТ.2012» вы можете увидеть 8 августа и 9 сентября
Молодёжный театр на Фонтанке, наб. Фонтанки, 118Фото: Молодежный театр на Фонтанке

Автор: Любовь Москвина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *