Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры

С 21 июня в залах Галереи памяти С. Щукина и братьев Морозовых в Главном штабе представлена выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В составе экспозиции – 109 художественных произведений из коллекций Эрмитажа и 31 картина из ГМИИ им. А.С. Пушкина, собранные Иваном и Михаилом Морозовыми. Участие в экспозиции приняла также Третьяковская галерея, предоставив два знаменитых портрета братьев Морозовых, созданных по их заказу Валентином Серовым.

Именно братья Морозовы наряду с Сергеем Щукиным привлекли внимание русского общества к такому новейшему явлению мировой культуры, как французский импрессионизм, и не случайно картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок», возбудившую наибольший скандал на первой выставке импрессионизма в 1874 году, привез в Москву Иван Морозов. Начальные залы выставки посвящены корифеям импрессионизма – Клоду Моне, Огюсту Ренуару и Эдгару Дега. Здесь «встретятся» два портрета Жанны Самари Пьера Огюста Ренуара – из Эрмитажа и из ГМИИ им. А.С. Пушкина, будут показаны два больших декоративных панно, исполненные Клодом Моне по заказу финансиста Эрнеста Ошеде для его замка Роттенбург в Монжероне: «Уголок сада в Монжероне» и «Пруд в Монжероне» из коллекции Эрмитажа. Вполне естественным был собирательский переход, отразившийся и в построении выставки, к творчеству Сезанна, Ван Гога и Гогена. Иван Морозов справедливо гордился подбором сезанновских шедевров, в начале XX века ставшим одним из лучших в мире.

Михаил Морозов был тем, кто открыл для России Поля Гогена и Пьера Боннара; его младший брат пошел еще дальше и заказал Боннару триптих «У Средиземного моря», а Морису Дени – живописное убранство музыкального салона своего особняка. Впервые Эрмитаж показывает в своем подлинном антураже этот ансамбль, создав архитектурную реконструкцию музыкального салона, разместив картины так, как это было при жизни автора и собирателя. Хотя Иван Морозов сосредоточил свои главные интересы на импрессионистах и классиках нового искусства от Сезанна до Ван Гога, он не мог не обратить внимания и на гениальных мастеров следующего поколения. Первая в России картина Пикассо – «Арлекин и его подруга» («Странствующие комедианты») – появилась благодаря Ивану Морозову. Но и Матисса Морозов не пропустил, хотя тот был более связан с С. И. Щукиным. Не случайно В. А. Серов поместил изображение своего друга Морозова, которому он даже помогал в поисках нужных картин, на фоне «Фруктов и бронзы» Матисса. Кульминацией контактов собирателя и художника стал удивительный «Марокканский триптих» (ГМИИ), включающий в себя «Вид из окна. Танжер», «Зору на террасе» и «Вход в касбу».

Выставка продлится до 6 октября
Государственный Эрмитаж, Главный штаб. Залы галереи памяти С. Щукина и братьев Морозовых

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *